02.02.2021

Установленные порядки проведения экологической экспертизы

В связи с постоянно возрастающим уровнем загрязнения планеты и ростом негативного эффекта от реализации различного рода человеческой деятельности все большее внимание отдается вопросам экологичности и соблюдению природоохранных норм. Для контроля данных аспектов существует экологическая экспертиза.

Понятие экологической экспертизы

Экологическая экспертиза (в соответствии с определением, данным в Федеральном законе от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе») – составление документов/документации, объясняющих предстоящую хозяйственную или другую деятельность. Документация должна соответствовать требованиям экологии, быть составлена в соответствии с регламентами и иными законодательными документами в области охраны окружающей среды.

Цель проведения – минимизация отрицательного эффекта на среду от реализации хозяйственной и иной деятельности посредством проведения проверки, определяющей степень соответствия предстоящей деятельности требованиям, которые установлены правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов в области охраны окружающей среды.

Результатом проведения является соответствующее заключение экологической экспертизы.

Виды экологической экспертизы

Согласно Федеральному закону, экологическая оценка подразделяется на государственную и общественную.

Государственная экспертиза носит обязательный характер и реализуется для осуществления проверки того, соответствует ли определенный вид деятельности необходимым нормативным актами РФ и субъектов. Оценка проводится уполномоченными в данной сфере органами.

Главными задачами государственной природоохранной проверки являются:

  • реализация объективных, всеобъемлющих, носящий научный характер анализов объектов проводимой проверки с точки зрения рационального использования природных ресурсов, эффективности планируемых к осуществлению охранных мер, соответствия истине определенного заказчиком уровня опасности предстоящей деятельности;
  • анализ поступившей от заказчика документации;
  • передача заранее подготовленных всеобъемлющих выводов по итогам оценки государственным органам, которые должны принять финальное решение.

Общественная экспертиза, проведение которой не регламентируется, может осуществляться исключительно при желании общественных организаций или иных органов (например, органов местного самоуправления).

Необходимо отметить, что объектами общественной природоохранной проверки не могут быть объекты, составляющие тайну, охраняемую законом (государственная, коммерческая и т.д.).

В законе Российской Федерации «О государственной тайне» указано, что такими объектами не являются следующие сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях, стихийных бедствиях, катастрофах, которые угрожают здоровью и безопасности граждан, а также их последствиях;
  • о текущем природосберегающем состоянии, уровне санитарии и здравоохранения, состоянии сельского хозяйства;
  • о нарушениях прав и свобод граждан;
  • о нарушениях закона со стороны органов гос. власти.

В одной из статей Федерального закона «О коммерческой тайне» отмечено, что на следующие сведения режим коммерческой тайны не действует:

  • о загрязнении среды;
  • о текущем состоянии пожарной безопасности;
  • о степени радиации и санитарной обстановке;
  • о безопасности продуктов питания;
  • об иных факторах, которые могут оказать отрицательный эффект на безопасную работу объектов производства и граждан;
  • о нарушениях законов Российской Федерации и данных о привлечении к ответственности граждан, совершивших эти правонарушения.

Порядок проведения государственной экологической экспертизы

Порядок организации и проведения государственной экологической экспертизы следующий:

  1. Необходимая документация направляется заказчиком в экспертное подразделение. Документы должны включать:
  • документация, которая надлежит экологической оценке государства в полном объеме и с необходимыми документами ОВОС (оценка воздействия на окружающую природную среду).

Документация по ОВОС должна основываться на результатах научных, проектных, технических работ, быть объективными, отражать реальные итоги проводимых исследования. Научные работы должны учитывать взаимосвязь между природоохранными факторами и экономическими, социальными.

Состав необходимых материалов по ОВОС может быть определен исключительно в зависимости от вида предстоящей деятельности.

  • Положительные заключения/документы согласований органов федерального надзора и контроля и органов региональной власти.
  • В случае, если объект рассматривается органом исполнительной власти по природоохранной экспертизе, необходимо заключение о результатах проверки
  • Данные по результатам обсуждения исследуемого объекта с гражданами и организациями общественности.
  1. Реализуется проверка поступившей документации. В случае, если документы соответствуют выдвигаемым требованиям, заказчика информируют об этом и сообщают о необходимости произвести оплату исследования; в иной ситуации заказчику сообщают о сроках, в течение которых необходимо предоставить недостающие материалы.
  2. Заказчиком производится оплата экологической экспертизы. Документ, которые подтверждает факт оплаты, должен быть отправлен в соответствующее подразделение.
  3. Проведение анализа должно начаться в течение месяца после поступления документа об оплате и приемки полного комплекта документов, входящих в перечень необходимых.
  4. Началом проведения исследования считается день подписания приказа о проведении государственной экологической экспертизы. Заранее определенных сроков нет, они устанавливаются в соответствии со сложностью проверяемого объекта. Тем не менее, проверка не может проводиться дольше шести месяцев.
  5. На финальном этапе подписывается сводное заключение (положительно или отрицательное). Заключение отправляется заказчику одним из членов комиссии (ответственный секретарь) в срок не позднее 5 дней с момента утверждения заключения. В случае получения отрицательного заключения, содержащего данные о необходимости доработки документации или о запрете реализации планируемого вида деятельности, заказчик может направить документы на повторную проверку после доработки в соответствии с замечаниями комиссии.
  6. Готовое заключение становится заключением государственной экологической экспертизы только после подтверждения со стороны органа власти (федерального или субъекта РФ) в области экологической экспертизы. Заключение может быть оспорено в суде.

Особенности проведения общественной экологической экспертизы

Проведение общественной природоохранной проверки возможно как до, так и в одно время с государственной. Реализация общественной экспертизы доступно исключительно после регистрации общественной организацией (объединением) заявления в соответствующем органе местного самоуправления.

Законом предусмотрены следующие ситуации, из-за которых может быть отказано в регистрации заявления на проведение экспертизы:

  • общественная проверка данного объекта была проведена неоднократно (дважды);
  • объект содержит данные, составляющие коммерческую или иную тайну, которая охраняется законом;
  • организация, проводящая общественную экспертизу, не специализируется на деятельности, направленной на охрану окружающей среды;
  • поданное общественной организацией заявление составлено с нарушением установленных законом требований.

Заключение по результатам проведения общественной экспертизы обретает юридическую значимость лишь после утверждения его гос. органом, специализирующимся в области природоохранной экспертизы.

Оплата экологической экспертизы

Как было сказано ранее, до начала проведения экспертизы заказчик должен оплатить ее реализацию.

С момента, когда поданные заказчиком документы признаны соответствующими выдвигаемым требованиям, ответственное лицо в течение 7 дней отправляет заказчику уведомление, содержащее информацию о необходимости внесения оплаты, а также смету и счёт. Оплата должна быть произведена в срок до 30 дней с момента принятия уведомления. В тех случаях, когда заказчик не производит оплату в установленный срок, материалы отправляются обратно заказчику, оценка не проводится.

Правовые последствия экологической экспертизы

Действия заказчика могут посчитаться противозаконными и нарушающими законодательство РФ об экологической экспертизе в следующих случаях:

  • заказчик создает преграды, препятствует качественному, объективному проведению экологической экспертизы;
  • объект проверки, реализуемый заказчиком, не имеет заключения экспертной комиссии с разрешением организации данного вида деятельности (иначе говоря, отсутствует положительное заключение);
  • заказчик реализует деятельность, которая не соответствует предоставленным для проверки материалам, получившим положительное заключение экспертной комиссии по результатам проведения экологической экспертизы.

В соответствии с законодательством Российской Федерации существует ряд правовых последствий экологической экспертизы в случае совершения лицом противозаконных действий в области охраны окружающей среды.

За нарушения закона предусмотрен один из видов ответственности в зависимости от тяжести нарушения: уголовная, административная, материальная, гражданско-правовая. Так в случае совершения нарушений, которые не могут повлечь наложение уголовной ответственности, лица, совершившие противоправное действие, могут быть привлечены к административной ответственности.

Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, существует перечень нарушений, влекущих за собой наложение штрафа:

  • за нарушение требований экологии при эксплуатации сооружений, зданий и других объектов, включенных в список объектов капитального строительства, лицу, совершившему нарушение, может быть выставлено предупреждение или наложение штрафа в размере 20-100 тысяч рублей;
  • в случае, если лицо не выполняет требования законодательства РФ о необходимости реализации экологической экспертизы или осуществляет финансирование и проведение каких-либо мероприятий (программ или проектов), которые по закону должны получить положительное заключение экспертной комиссии до начала реализации, может быть выставлено предупреждение или наложен административный штраф на юр. лицо в размере 50-100 тысяч рублей;
  • за реализацию деятельности, которая не соответствует предоставляемой заказчиком на экспертизу документации, получившей положительное заключение экспертной комиссии, следует административный штраф в размере 50-150 тысяч рублей;
  • в случае незаконного отказа от гос. регистрации заявлений, поданных организацией (объединением) для проведения общественной экологической экспертизы, на должностное лицо накладывается штраф в размере 5-10 тысяч рублей.

Представленные нарушения могут образовать состав административного правонарушения. Ответственность, предусмотренная законом РФ, отражена в статьях 8.1 и 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Подписаться на Telegram канал

+