Трудовые споры
Права граждан на реализацию труда закреплены в Конституции Российской Федерации, а требования к организации труда регулируются положениями Трудового Кодекса РФ. Однако, зачастую между работодателем и работником возникают конфликтные ситуации, требующие урегулирования. Помимо этого, зачастую работники не осведомлены о своих правах, поэтому не знают, какие меры нужно предпринимать в случае нарушений.
Понятие трудового права
Трудовым правом считается такая область права, нормы и принципы которой контролируют взаимоотношения, появляющиеся в процессе реализации труда.
Система трудового законодательства
К актам, осуществляющим регулирование отношений, возникающих между работодателем и сотрудником, относятся:
- Конституция Российской Федерации;
- трудовое законодательство, включающее Трудовой Кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов, которые приняты на основании ТК;
- любые правовые акты, которые содержат нормы трудового права;
- указы президента;
- постановления правительства;
- нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов страны;
- договоры и соглашения, которые включают нормы трудового права;
- акты органов местного самоуправления, которые принимаются в рамках компетенций этих органов.
Цели
К основным целям трудового права относятся:
- гарантия комфортных трудовых условий;
- гарантия прав и свобод работников;
- осуществление защиты прав как сотрудников, так и работодателей.
Принципы
Главными принципами, на основе которых строится трудовое право, являются:
- каждый человек имеет право самостоятельно решать, в какой сфере работать и как применять свои способности;
- любые виды дискриминации запрещены;
- человека нельзя принудить к труду;
- государство защищает граждан от безработицы и содействует в поиске работы и дальнейшем трудоустройстве;
- сотрудник имеет право на такие условия осуществления трудовой деятельности, которые соответствуют требованиям безопасности и чистоты;
- сотрудник имеет право на отдых и оплачиваемый отпуск;
- права всех сотрудников равны;
- каждый работник должен быть своевременно обеспечен заработной платой не ниже минимального размера оплаты труда;
- продвижение по карьерной лестнице должно быть обусловлено компетенциями, навыками и знаниями сотрудника без дискриминации;
- сотрудник имеет право на повышение уровня квалификации и переподготовку;
- государство обеспечивает право участников трудовой деятельности на объединение с целью защиты законных прав;
- регулирование отношений происходит посредством сочетания государственного и договорного регулирования.
Понятие трудового спора
Трудовой спор – конфликтная ситуация, разногласие, которое возникает между работником и работодателем или группой работников и работодателем по вопросам условий друга и применения иных норм, регулируемых Трудовым Кодексом.
Возникновение трудового спора происходит в том случае, если спор не был урегулирован путем проведения переговоров между конфликтующими сторонами.
Виды
Трудовые споры подразделяются на индивидуальные и коллективные.
Индивидуальный спор
Под индивидуальным спором понимается разногласие между конкретным сотрудником и работодателем.
Разрешением таких конфликтов могут заниматься комиссия по трудовым спорам (КТС) или суд.
- В состав КТС должно входить одинаковое количество представителей как работников, так и работодателя. Из числа членов комиссии избираются председатель и секретарь. Член организации, чьи права, по его мнению, были нарушены, должен обратиться в КТС в течение трех месяцев с момента нарушения. Комиссия, в свою очередь, рассматривает обращение за 10 дней с даты поступления заявления. Решение, которое выдвигает КТС, должно быть исполнено за 3 дня (после истечения срока обжалования, равного 10 дням).
Решение описывается в специальном соглашении. Данное соглашение включает две части: мотивировочная (объяснительная) и результативная (включает перечень действий, которые необходимо исполнить).
Соглашение включает такие составляющие, как:
- реквизиты предприятия, название отдела, ФИО главы организации;
- информация о работнике, от чьего имени поступила жалоба;
- список членов КТС;
- дата поступления заявления;
- дата проведения заседания КТС;
- краткое описание проблемы;
- решение, которое принято на основании положений ТК РФ;
- итоги голосования, проводившегося тайно.
- Возможно возникновение ситуации, когда работник решает обратиться в суд для решения возникшего разногласия.
Причинами обращения может быть следующее:
- несогласие с выводами и решениями комиссии;
- в случае нарушения комиссией законодательства;
- комиссия не уложилась в установленные сроки;
- отсутствие комиссии на предприятии;
- сотрудник работает на физическое лицо, которое не является индивидуальным предпринимателем;
- работодателем является религиозная организация.
Помимо этого, существуют вопросы, которые, согласно закону, рекомендуется решать через суд. К ним относятся:
- восстановление работника, уволенного по незаконным причинам;
- возникновение проблем в процессе перевода на другое предприятие;
- ситуации, которые касаются денежных выплат;
- нарушение работодателем закона в вопросах, касающихся частных данных сотрудников предприятия;
- отсутствие законных оснований в отказе о принятии на работу;
- половая, возрастная, расовая дискриминация.
Также выделяется перечень ситуаций, когда инициировать обращение в суд может работодатель:
- если тот понес материальные потери в связи с действиями сотрудника;
- иные ситуации, которые предусмотрены федеральным законодательством.
Подача заявления возможна в течение трех месяцев с момента нарушения. В случае, если речь идет об увольнении, в течение месяца со дня получения приказа об увольнении. Если иск связан с материальной ответственностью сотрудника, срок увеличивается до одного года.
Коллективный спор
Коллективным спором считается разногласие, которое не было урегулировано мирным путем, между группой работников или их представителями и работодателями.
- Решением разногласия на первом этапе обязательно должна заняться примирительная комиссия. Такой способ решения считается мирным.
Комиссия должна быть создана в течение 3 рабочих дней со дня начала конфликта, а рассматривается разногласие в течение 5 дней после создания примирительной комиссии. В случае, если согласия достичь не удалось, к помощи в разрешении спора привлекается посредник или трудовой арбитраж.
По результатам решения конфликта заключается соглашение, оформленное в письменном виде, которое является обязательным к исполнению для всех сторон. В том случае, если коллективный спор не был решен или работодатель не исполняет требования, указанные в соглашении, работники имеют право перейти к немирному пути решения конфликта, иначе говоря, к забастовке.
Забастовкой называется отказ сотрудника от работы в добровольном порядке на определенный период времени. Необходимо отметить, что запрещается локаут –увольнение работника из-за участия в забастовке.
Процедура реализации забастовочных действий:
- формирование забастовочного органа;
- объявление начала забастовки;
- приостановление рабочего процесса, реализация примирительных действий;
- остановка забастовки;
- заключение соглашения.
Перед началом забастовки необходимо предупредить работника минимум за 10 дней до ее начала. В свою очередь, работодатель может не платить зарплату за период участия в забастовке тем работникам, которые не были заняты в выполнении обязательного минимума работ или услуг.
Причины и основания возникновения
Зачастую основаниями для появления трудовых споров являются различные разногласия в таких областях трудовой деятельности, как:
- вопросы устройства на работу и увольнения;
- условия труда;
- организация охраны трудовой деятельности;
- повышение квалификации работников;
- правовые отношения между коллективом работником и руководящим составом;
- социальные гарантии.
Существует множество причин для появления разногласий между участниками трудовых отношений, но чаще всего факторами появления являются:
- плохая юридическая подготовка руководящего состава: низкая осведомленность о нормах ТК приводит к нарушениям;
- плохие условия организации трудового процесса;
- отсутствие четкого списка обязанностей работников предприятия;
- отсутствие соответствия между имеющимися квалификациями работника и его должности;
- плохая моральная и психологическая атмосфера;
- такой способ руководства предприятием, что вызывает негативное отношения со стороны сотрудников;
- плохая осведомленность со стороны работников о своих правах и обязанностях.
Трудовые споры инициируются как сотрудниками, так и работодателями.
Наиболее частыми причинами споров по инициативе сотрудника являются:
- несоблюдение сроков выплаты заработной платы или отсутствие выплаты;
- работодатель не дает права на оплачиваемый отпуск;
- отсутствие соц.гарантий;
- отсутствие льгот;
- получение работником травмы по причине слабой организации рабочего места, несоблюдения правил безопасности при его обустройстве.
Работники инициируют споры по следующим причинам:
- работник не исполняет свои обязанности или делает это ненадлежащим образов;
- работник не соблюдает правила распорядка, опаздывает или покидает рабочее место раньше времени;
- сотрудником совершено правонарушение;
- порча имущества предприятия.