Трудовые споры

Права граждан на реализацию труда закреплены в Конституции Российской Федерации, а требования к организации труда регулируются положениями Трудового Кодекса РФ. Однако, зачастую между работодателем и работником возникают конфликтные ситуации, требующие урегулирования. Помимо этого, зачастую работники не осведомлены о своих правах, поэтому не знают, какие меры нужно предпринимать в случае нарушений.

Понятие трудового права

Трудовым правом считается такая область права, нормы и принципы которой контролируют взаимоотношения, появляющиеся в процессе реализации труда.

Система трудового законодательства

К актам, осуществляющим регулирование отношений, возникающих между работодателем и сотрудником, относятся:

  • Конституция Российской Федерации;
  • трудовое законодательство, включающее Трудовой Кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов, которые приняты на основании ТК;
  • любые правовые акты, которые содержат нормы трудового права;
  • указы президента;
  • постановления правительства;
  • нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов страны;
  • договоры и соглашения, которые включают нормы трудового права;
  • акты органов местного самоуправления, которые принимаются в рамках компетенций этих органов.

Цели

К основным целям трудового права относятся:

  • гарантия комфортных трудовых условий;
  • гарантия прав и свобод работников;
  • осуществление защиты прав как сотрудников, так и работодателей.

Принципы

Главными принципами, на основе которых строится трудовое право, являются:

  • каждый человек имеет право самостоятельно решать, в какой сфере работать и как применять свои способности;
  • любые виды дискриминации запрещены;
  • человека нельзя принудить к труду;
  • государство защищает граждан от безработицы и содействует в поиске работы и дальнейшем трудоустройстве;
  • сотрудник имеет право на такие условия осуществления трудовой деятельности, которые соответствуют требованиям безопасности и чистоты;
  • сотрудник имеет право на отдых и оплачиваемый отпуск;
  • права всех сотрудников равны;
  • каждый работник должен быть своевременно обеспечен заработной платой не ниже минимального размера оплаты труда;
  • продвижение по карьерной лестнице должно быть обусловлено компетенциями, навыками и знаниями сотрудника без дискриминации;
  • сотрудник имеет право на повышение уровня квалификации и переподготовку;
  • государство обеспечивает право участников трудовой деятельности на объединение с целью защиты законных прав;
  • регулирование отношений происходит посредством сочетания государственного и договорного регулирования.

Понятие трудового спора

Трудовой спор – конфликтная ситуация, разногласие, которое возникает между работником и работодателем или группой работников и работодателем по вопросам условий друга и применения иных норм, регулируемых Трудовым Кодексом.

Возникновение трудового спора происходит в том случае, если спор не был урегулирован путем проведения переговоров между конфликтующими сторонами.

Виды

Трудовые споры подразделяются на индивидуальные и коллективные.

Индивидуальный спор

Под индивидуальным спором понимается разногласие между конкретным сотрудником и работодателем.

Разрешением таких конфликтов могут заниматься комиссия по трудовым спорам (КТС) или суд.

  1. В состав КТС должно входить одинаковое количество представителей как работников, так и работодателя. Из числа членов комиссии избираются председатель и секретарь. Член организации, чьи права, по его мнению, были нарушены, должен обратиться в КТС в течение трех месяцев с момента нарушения. Комиссия, в свою очередь, рассматривает обращение за 10 дней с даты поступления заявления. Решение, которое выдвигает КТС, должно быть исполнено за 3 дня (после истечения срока обжалования, равного 10 дням).

Решение описывается в специальном соглашении. Данное соглашение включает две части: мотивировочная (объяснительная) и результативная (включает перечень действий, которые необходимо исполнить).

Соглашение включает такие составляющие, как:

  • реквизиты предприятия, название отдела, ФИО главы организации;
  • информация о работнике, от чьего имени поступила жалоба;
  • список членов КТС;
  • дата поступления заявления;
  • дата проведения заседания КТС;
  • краткое описание проблемы;
  • решение, которое принято на основании положений ТК РФ;
  • итоги голосования, проводившегося тайно.
  1. Возможно возникновение ситуации, когда работник решает обратиться в суд для решения возникшего разногласия.

Причинами обращения может быть следующее:

  • несогласие с выводами и решениями комиссии;
  • в случае нарушения комиссией законодательства;
  • комиссия не уложилась в установленные сроки;
  • отсутствие комиссии на предприятии;
  • сотрудник работает на физическое лицо, которое не является индивидуальным предпринимателем;
  • работодателем является религиозная организация.

Помимо этого, существуют вопросы, которые, согласно закону, рекомендуется решать через суд. К ним относятся:

  • восстановление работника, уволенного по незаконным причинам;
  • возникновение проблем в процессе перевода на другое предприятие;
  • ситуации, которые касаются денежных выплат;
  • нарушение работодателем закона в вопросах, касающихся частных данных сотрудников предприятия;
  • отсутствие законных оснований в отказе о принятии на работу;
  • половая, возрастная, расовая дискриминация.

Также выделяется перечень ситуаций, когда инициировать обращение в суд может работодатель:

  • если тот понес материальные потери в связи с действиями сотрудника;
  • иные ситуации, которые предусмотрены федеральным законодательством.

Подача заявления возможна в течение трех месяцев с момента нарушения. В случае, если речь идет об увольнении, в течение месяца со дня получения приказа об увольнении. Если иск связан с материальной ответственностью сотрудника, срок увеличивается до одного года.

Коллективный спор

Коллективным спором считается разногласие, которое не было урегулировано мирным путем, между группой работников или их представителями и работодателями.

  1. Решением разногласия на первом этапе обязательно должна заняться примирительная комиссия. Такой способ решения считается мирным.

Комиссия должна быть создана в течение 3 рабочих дней со дня начала конфликта, а рассматривается разногласие в течение 5 дней после создания примирительной комиссии. В случае, если согласия достичь не удалось, к помощи в разрешении спора привлекается посредник или трудовой арбитраж.

По результатам решения конфликта заключается соглашение, оформленное в письменном виде, которое является обязательным к исполнению для всех сторон. В том случае, если коллективный спор не был решен или работодатель не исполняет требования, указанные в соглашении, работники имеют право перейти к немирному пути решения конфликта, иначе говоря, к забастовке.

Забастовкой называется отказ сотрудника от работы в добровольном порядке на определенный период времени. Необходимо отметить, что запрещается локаут –увольнение работника из-за участия в забастовке.

Процедура реализации забастовочных действий:

  • формирование забастовочного органа;
  • объявление начала забастовки;
  • приостановление рабочего процесса, реализация примирительных действий;
  • остановка забастовки;
  • заключение соглашения.

Перед началом забастовки необходимо предупредить работника минимум за 10 дней до ее начала. В свою очередь, работодатель может не платить зарплату за период участия в забастовке тем работникам, которые не были заняты в выполнении обязательного минимума работ или услуг.

Причины и основания возникновения

Зачастую основаниями для появления трудовых споров являются различные разногласия в таких областях трудовой деятельности, как:

  • вопросы устройства на работу и увольнения;
  • условия труда;
  • организация охраны трудовой деятельности;
  • повышение квалификации работников;
  • правовые отношения между коллективом работником и руководящим составом;
  • социальные гарантии.

Существует множество причин для появления разногласий между участниками трудовых отношений, но чаще всего факторами появления являются:

  • плохая юридическая подготовка руководящего состава: низкая осведомленность о нормах ТК приводит к нарушениям;
  • плохие условия организации трудового процесса;
  • отсутствие четкого списка обязанностей работников предприятия;
  • отсутствие соответствия между имеющимися квалификациями работника и его должности;
  • плохая моральная и психологическая атмосфера;
  • такой способ руководства предприятием, что вызывает негативное отношения со стороны сотрудников;
  • плохая осведомленность со стороны работников о своих правах и обязанностях.

Трудовые споры инициируются как сотрудниками, так и работодателями.

Наиболее частыми причинами споров по инициативе сотрудника являются:

  • несоблюдение сроков выплаты заработной платы или отсутствие выплаты;
  • работодатель не дает права на оплачиваемый отпуск;
  • отсутствие соц.гарантий;
  • отсутствие льгот;
  • получение работником травмы по причине слабой организации рабочего места, несоблюдения правил безопасности при его обустройстве.

Работники инициируют споры по следующим причинам:

  • работник не исполняет свои обязанности или делает это ненадлежащим образов;
  • работник не соблюдает правила распорядка, опаздывает или покидает рабочее место раньше времени;
  • сотрудником совершено правонарушение;
  • порча имущества предприятия.

Интересуетесь экспертизами?

Подпишитесь на Telegram канал «Независимый эксперт» и читайте интересные статьи и новости из зала суда и научных лабораторий

Подписаться на Telegram канал

Заказать звонок