Финансовое обеспечение экологической экспертизы

Экологическая экспертиза – процесс проверки документации на предмет соответствия хозяйственной или иной деятельности, реализуемой предприятием, требованиям экологии, которые устанавливаются специальными регламентами и законодательными актами по вопросам охраны окружающей среды.

Цель проведения – предотвращение отрицательного эффекта, который может оказать деятельность предприятия, на объекты природы.

Виды экспертизы

Природоохранные исследования подразделяются на государственные и общественные. Первые инициируются федеральными органами исполнительной власти по вопросам экологического контроля, вторые – гражданами, публичными организациями и органами местного самоуправления, специализирующимися на охране среды.

Таким образом, проводить контроль может любая организация, занимающаяся охраной природы и имеющая соответствующую запись в уставе. Граждане также имеют право инициировать коллективный природоохранный анализ, но финальное решение принимается исключительно организацией.

Основными отличиями между видами исследований являются:

  1. контроль, проводимый по инициативе организаций, считается добровольным, в то время как государственный контроль – обязательным;
  2. заключение, выносимое по результатам государственной оценки, автоматически наделяется юридической силой. Заключение же коллективного анализа должно быть утверждено соответствующими органами, специализирующимися на экологической экспертизе.

Основные принципы проведения экспертизы

Исследование соответствия деятельности компании требованиям сохранности мировой природы реализуется в соответствии со следующими принципами:

  • предполагается, что каждая разновидность деятельности, как хозяйственная, так и производственная, заведомо считается небезопасной для мира до тех пор, пока не будет доказано обратное;
  • любой объект, способный оказать негативный эффект на окружающую среду, не может быть реализован до тех пор, пока не будет проведен контроль этого объекта с вынесением положительного заключения;
  • выводы о масштабности эффекта, оказываемого на среду, а также последствия воплощения в жизнь какой-либо деятельности, должны быть рассмотрены комплексно;
  • при проведении контроля в обязательном порядке должны быть учтены требования природоохранной безопасности;
  • информация, которая предоставляется заказчиком, должна быть достоверной и полной;
  • специалисты предприятия, проводящего верификацию, должны быть независимы во время реализации своих обязанностей;
  • заключение, написанное специалистами проверяющих компаний, обязано быть научно обоснованным, объективным и законным;
  • общественное мнение обязательно учитывается;
  • публичные предприятия могут принимать участие в проводимом исследовании деятельности предприятия;
  • все участники верификации и иные заинтересованные лица несут ответственность за ее качество.

Финансирование

Проведение как государственной, так и общественной экологической оценки должно быть оплачено.

Финансирование государственной экологической экспертизы

28ая статья Федерального закона «Об экологической экспертизе» гласит, что оплата первичного и повторного государственного анализа осуществляется средствами заказчика документов, которые подлежат верификации. Оплата происходит согласно смете затрат на реализацию исследования. Смета определяется тем федеральным органом РФ, что осуществляет верификацию.

Оплата исследования считается стопроцентной гарантией реализации специалистами проверки на основе принципов, установленных соответствующими законодательными актами.

Стоимость проведения строго не регламентируется и определяется индивидуально для каждого из объектов оценки.

Финансирование общественной экологической экспертизы

В соответствии с 29ой статьей Федерального закона «Об экологической экспертизе» коллективный анализ финансируется собственными средствами организаций, экологических и иных фондов, граждан и организаций за счет добровольных пожертвований и за счет других средств, которые могут быть выделены в соответствии с решениями органов местной власти.

Финансирование подобной проверки существенно различается с порядком оплаты государственной оценки. Объясняется это тем фактом, что проведение публичной оценки не является обязательным и инициируется гражданами. Профинансировать реализацию общественного анализа может любой источник, который не запрещен законодательными актами Российской Федерации.

Заказчик документов, согласно Федеральному закону, также может оплатить проверку документации и проведение экспертизы по собственному желанию. Тем не менее, принудить заказчика, который не инициировал проверку соответствия объекта природоохранным нормам, к оплате оценки запрещается по причине того, что статьей Федерального закона предусмотрено лишь финансирование по личной инициативе. Также имеется возможность профинансировать проведение проверки средствами соответствующих органов местной власти.

Заключение

Природоохранная оценка представляет собой отношения между тремя сторонами: заказчиком, подрядчиком и потребителем. Проблемы, возникающие в подобных отношениях, могут быть успешно разрешены грамотными экспертами, специализирующимися на охране окружающей среды.

Таким образом, разбор соответствия объекта хозяйственной деятельности требованиям защиты среды по праву считается необходимой составляющей законодательных актов каждой страны. Он помогает своевременно определить, соответствует ли предстоящая деятельность требованиям охраны окружающей среды, а также установить, является ли реализация объекта допустимой. Экспертиза позволяет предотвратить оказание неблагоприятного эффекта на окружающую среду, а также нейтрализует социальные, экономические, политические и другие последствия реализации объекта, прошедшего экспертизу.

Интересуетесь экспертизами?

Подпишитесь на Telegram канал «Независимый эксперт» и читайте интересные статьи и новости из зала суда и научных лабораторий

Подписаться на Telegram канал

Заказать звонок